Журнал Симпатия Авторы Галерея Гостевая Ссылки Контакты Для марсиан
Редактор   Обложка   Вспышки   Архив  


 

Автор: Светлана КОСТЕНКО

Светопись Светланы Маковецкой

Всего пять лет занимается фотографией Светлана Маковецкая. Начав с постановочных студийных портретов, преимущественно женских, она прошла стремительный путь до создания жанровых фотофильмов и фотокартин, размытое изображение которых приближено к живописным полотнам.

За это время она дважды выставлялась во Владивостоке – в 95-м году в салоне «Делин» и в 98-м в галерее «Арка». Несколько выставок ее работ в разные годы прошли в Японии. В Москве Светлана участвовала в акции «Культурные герои XXI века», в экспозициях «Интерфото». В октябре 2000 года ее серию «Пять уроков Евы» и ряд других работ увидели в Берлине, на грандиозном арт-форуме, в котором приняли участие 150 галерей мира. Публикации в столичных журналах «Фотомагазин», «Бизнес-Матч» и ряде других – еще одно подтверждение того, что в случае с Маковецкой мы имеем дело не с художественной самодеятельностью, а с вполне сложившейся профессиональной и творческой личностью.

Впрочем, Светлана не отрицает, что не имеет фундаментального образования в области фотографии и, впервые взяв камеру в руки, слабо представляла себе, что такое выдержка и диафрагма. Зато у нее всегда все было в порядке с художественным вкусом, сформированным гуманитарным университетским образованием, интересом к хорошей литературе и живописи. Плюс чисто женское тяготение к моделированию одежды, созданию прически, макияжа и всего образа в целом. Все это помогло ей стать стилистом, визажистом и фотографом в одном лице, что, согласитесь, значительно сокращает путь от художественного замысла до его воплощения на бумаге.

Сегодня в ее студии при арт-центре «Талант» собрана целая коллекция костюмов, платьев, шляп и прочих аксессуаров, позволяющих создать на съемочной площадке атмосферу той или иной эпохи, ведь съемки в стиле «ретро» - одни из самых любимых у Маковецкой. Но не стоит думать, что это какие-то настоящие исторические костюмы. Иногда даже говорят, что «у Маковецкой кругом сплошной антиквариат». Нет, как написала про ее ретро-работы проницательный арт-критик Марина Куликова, «это лишь талантливая стилизация, а не тщетная попытка воспроизведения эпохи».

Временем, которое ей, как художнику, кажется наиболее интересным, Маковецкая называет 20-30-е годы уходящего века. Ее романтически-ностальгический взгляд на этот период нашел отражение в серии «Танго уходящего века», выполненном как фотофильм с одной героиней в главной роли. Любопытно, что практически вся съемка этого проекта была сделана всего за полдня, – такой продуктивностью может похвастаться далеко не каждый фотопрофессионал.

У Светланы вообще особые отношения со временем. Иногда ей удается, словно бы включив изобретенную ею «машину времени», за какие-то мгновения перенести человека чуть ли не на сотню лет назад, а иногда, например, когда она снимает детей, кажется, что ей подвластно заглянуть в будущее. А ее способность видеть за реальным пластом жизни еще какой-то мистический слой стала особенно очевидной, когда она начала искать свой подход к фотографическому пейзажу.

«Всегда считала, что пейзаж – это не красивый, зафиксированный на пленку уголок природы, а личные ощущения от увиденного. И, хотя я понимала, что пока еще не могу передать свое поэтическое мироощущение посредством пейзажа, у меня всегда была неизбывная потребность писать по светочувствительной пленке как по холсту кистью», - вспоминает сегодня Маковецкая. Ее устремления стали реальностью после того, как судьба свела ее в Москве с Георгием Колосовым, известным фотографом, глубоко верующим, интеллигентнейшим человеком, которого называют отцом российской пикториальной (от англ. рicture – картина) фотографии.

Год назад после выставки в Малом манеже у них завязалась интересная творческая дружба, и, к огромной радости Светланы, Колосов со словами «На, ты с этим управишься» подарил ей монокль - особую линзу ручной работы, которая позволяет добиться размытого изображения, подобного тому, что мы видим на картинах французских импрессионистов.

Через год Светлана вновь встретилась с Георгием в том же столичном зале. Колосов был поражен новыми работами Маковецкой – цветными пейзажами и зарисовками о Японии. Ведь традиционно монокль используют для черно-белых отпечатков, а тут все в цвете! «Это нужно показывать, - сказал Колосов. - Будем делать персональную выставку в Москве – буду твоим куратором!»

Японская серия, сделанная Светланой во время поездки в Тояму летом 2000 года, действительно вызвала в Москве, да и в Берлине повышенный интерес, и не только потому, что в Европе сейчас страшный ажиотаж вокруг всего японского. Устав от разрушительного цинизма, которым отмечена культура ХХ века, художникам кажется, что именно Восток способен напитать их живительной энергией, светлыми импульсами и тягой к прекрасному. Ведь именно такой, мистическо-таинственной и вместе с тем очень гармоничной предстает Япония на фотокартинах Маковецкой.

«Мне нередко говорят, что я слишком поэтично рисую мир, - говорит Светлана. - Но я твердо уверена, что в этом мире есть Бог и есть Противобог, как я его называю. Есть высокие энергии и есть низкие. Так вот я хочу, чтобы человека, попадающего в мир моих фотографий, «торкнуло» через высокое».

Действительно, Маковецкую как художника отличает поразительная тяга к светлой, божественой стороне жизни. В ее портретах и пейзажах чувствуется попытка «проникнуть в замысел Творца». Как точно написала художница начала века Анна Андреева, «ответственность художника заключается в том, чему он дает форму – Свету или Тьме, работает ли он во славу Божию или в помощь Дьяволу». Судя по тому, что искусствовед из Хабаровска Людмила Козлова сказала о последних работах Маковецкой, - «ими можно лечиться», Светлана на службе явно не у рогатого.




TopList