Автор:
Светлана КОСТЕНКО
Светопись Светланы
Маковецкой
Всего пять лет занимается
фотографией Светлана Маковецкая. Начав с постановочных студийных
портретов, преимущественно женских, она прошла стремительный путь
до создания жанровых фотофильмов и фотокартин, размытое изображение
которых приближено к живописным полотнам.
За это время она
дважды выставлялась во Владивостоке – в 95-м году в салоне «Делин»
и в 98-м в галерее «Арка». Несколько выставок ее работ в разные
годы прошли в Японии. В Москве Светлана участвовала в акции «Культурные
герои XXI века», в экспозициях «Интерфото». В октябре 2000 года
ее серию «Пять уроков Евы» и ряд других работ увидели в Берлине,
на грандиозном арт-форуме, в котором приняли участие 150 галерей
мира. Публикации в столичных журналах «Фотомагазин», «Бизнес-Матч»
и ряде других – еще одно подтверждение того, что в случае с Маковецкой
мы имеем дело не с художественной самодеятельностью, а с вполне
сложившейся профессиональной и творческой личностью.
Впрочем, Светлана
не отрицает, что не имеет фундаментального образования в области
фотографии и, впервые взяв камеру в руки, слабо представляла себе,
что такое выдержка и диафрагма. Зато у нее всегда все было в порядке
с художественным вкусом, сформированным гуманитарным университетским
образованием, интересом к хорошей литературе и живописи. Плюс
чисто женское тяготение к моделированию одежды, созданию прически,
макияжа и всего образа в целом. Все это помогло ей стать стилистом,
визажистом и фотографом в одном лице, что, согласитесь, значительно
сокращает путь от художественного замысла до его воплощения на
бумаге.
Сегодня в ее студии
при арт-центре «Талант» собрана целая коллекция костюмов, платьев,
шляп и прочих аксессуаров, позволяющих создать на съемочной площадке
атмосферу той или иной эпохи, ведь съемки в стиле «ретро» - одни
из самых любимых у Маковецкой. Но не стоит думать, что это какие-то
настоящие исторические костюмы. Иногда даже говорят, что «у Маковецкой
кругом сплошной антиквариат». Нет, как написала про ее ретро-работы
проницательный арт-критик Марина Куликова, «это лишь талантливая
стилизация, а не тщетная попытка воспроизведения эпохи».
Временем, которое
ей, как художнику, кажется наиболее интересным, Маковецкая называет
20-30-е годы уходящего века. Ее романтически-ностальгический взгляд
на этот период нашел отражение в серии «Танго уходящего века»,
выполненном как фотофильм с одной героиней в главной роли. Любопытно,
что практически вся съемка этого проекта была сделана всего за
полдня, – такой продуктивностью может похвастаться далеко не каждый
фотопрофессионал.
У Светланы вообще
особые отношения со временем. Иногда ей удается, словно бы включив
изобретенную ею «машину времени», за какие-то мгновения перенести
человека чуть ли не на сотню лет назад, а иногда, например, когда
она снимает детей, кажется, что ей подвластно заглянуть в будущее.
А ее способность видеть за реальным пластом жизни еще какой-то
мистический слой стала особенно очевидной, когда она начала искать
свой подход к фотографическому пейзажу.
«Всегда считала,
что пейзаж – это не красивый, зафиксированный на пленку уголок
природы, а личные ощущения от увиденного. И, хотя я понимала,
что пока еще не могу передать свое поэтическое мироощущение посредством
пейзажа, у меня всегда была неизбывная потребность писать по светочувствительной
пленке как по холсту кистью», - вспоминает сегодня Маковецкая.
Ее устремления стали реальностью после того, как судьба свела
ее в Москве с Георгием Колосовым, известным фотографом, глубоко
верующим, интеллигентнейшим человеком, которого называют отцом
российской пикториальной (от англ. рicture – картина) фотографии.
Год назад после
выставки в Малом манеже у них завязалась интересная творческая
дружба, и, к огромной радости Светланы, Колосов со словами «На,
ты с этим управишься» подарил ей монокль - особую линзу ручной
работы, которая позволяет добиться размытого изображения, подобного
тому, что мы видим на картинах французских импрессионистов.
Через год Светлана
вновь встретилась с Георгием в том же столичном зале. Колосов
был поражен новыми работами Маковецкой – цветными пейзажами и
зарисовками о Японии. Ведь традиционно монокль используют для
черно-белых отпечатков, а тут все в цвете! «Это нужно показывать,
- сказал Колосов. - Будем делать персональную выставку в Москве
– буду твоим куратором!»
Японская серия,
сделанная Светланой во время поездки в Тояму летом 2000 года,
действительно вызвала в Москве, да и в Берлине повышенный интерес,
и не только потому, что в Европе сейчас страшный ажиотаж вокруг
всего японского. Устав от разрушительного цинизма, которым отмечена
культура ХХ века, художникам кажется, что именно Восток способен
напитать их живительной энергией, светлыми импульсами и тягой
к прекрасному. Ведь именно такой, мистическо-таинственной и вместе
с тем очень гармоничной предстает Япония на фотокартинах Маковецкой.
«Мне нередко говорят,
что я слишком поэтично рисую мир, - говорит Светлана. - Но я твердо
уверена, что в этом мире есть Бог и есть Противобог, как я его
называю. Есть высокие энергии и есть низкие. Так вот я хочу, чтобы
человека, попадающего в мир моих фотографий, «торкнуло» через
высокое».
Действительно, Маковецкую
как художника отличает поразительная тяга к светлой, божественой
стороне жизни. В ее портретах и пейзажах чувствуется попытка «проникнуть
в замысел Творца». Как точно написала художница начала века Анна
Андреева, «ответственность художника заключается в том, чему он
дает форму – Свету или Тьме, работает ли он во славу Божию или
в помощь Дьяволу». Судя по тому, что искусствовед из Хабаровска
Людмила Козлова сказала о последних работах Маковецкой, - «ими
можно лечиться», Светлана на службе явно не у рогатого.